Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » О нас

Наш опыт. Экономическое образование и воспитание в условиях детского дома-школы

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. В обществе явно ощущается потребность в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества. Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребенок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т.д.

Поэтому на сегодняшний день экономическое образование – один из важных источников формирования поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры», принятия «на веру» той или иной системы ценностных установок и ориентаций. Такое образование, в отличие от изучения многих иных областей знания, всегда и везде нужно любому, ибо оно «обустраивает» жизнь человека, а отсутствие этого образования делает его незащищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Экономическое образование особенно важно для детей – воспитанников детских домов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость дать им практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах детского дома.

Первой попыткой и удачной педагогической находкой коллектива детского дома в воспитании социально-экономических отношений явилось создание магазина, который открылся несколько лет назад. Магазин был создан с целью формирования у воспитанников всех категорий правильных представлений о товарно-денежных отношениях, умения накапливать средства, планировать и распределять их. А также для повышения дисциплинированности и ответственности детей.

Кроме того, администрация ежемесячно выделяет воспитанникам детского дома на личные расходы деньги, которые они зарабатывают своим трудом, работая от городского Центра занятости населения для благоустройства города. Такие деньги – это тоже инструмент, помогающий научить детей распоряжаться деньгами. Воспитатели учат тратить деньги разумно и в пределах своих возможностей. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе проводятся экскурсии в магазин. Здесь происходит реальное знакомство с экономическими понятиями: «цена», «товар», «потребности», «возможности», обращается внимание воспитанников на качество, срок годности (для продуктов).

И все же, проанализировав актуальное состояние социально-экономического воспитания в ГОУ детский дом, мы пришли к выводу, что необходима четкая система в экономическом образовании воспитанников детского дома. В 2012 г. методическим советом детского дома было принято решение принять к реализации экономическую игру «Эрон». Главная цель игры – познакомить учащихся разных возрастов с основными экономическими понятиями.

В обучении экономике педагоги сочетают теоретические формы проведения занятий с практическими: решение экономических задач, создание деловых фирм, моделирование различных проектов и т.д.

В рамках реализации экономической игры «Эрон» воспитанники получают не только теоретические, но и практические навыки.

В процессе подготовки к игре образовался коллектив единомышленников из педагогов и воспитанников, которые ощутили не только трудности в изучении экономических терминов, разработке бизнес-плана, подготовке ассортимента продукции, но и сладкий вкус победы, почувствовали силу единства в достижении цели.

Опыт экономического образования и воспитания детского дома наглядно показывает, насколько важно для воспитанников не только приобретать теоретические знания по общеэкономическим дисциплинам, но и иметь возможность проверить их на практике. Успешная демонстрация детьми обретенных навыков и умений порождает активный интерес воспитанников к изучению основ рыночной экономики и формированию навыков организации собственного бизнеса, что работает на успешную социализацию и адаптацию выпускников в самостоятельной жизни.

На момент выпуска из детского дома каждый воспитанник обязательно имеет базовое образование, соответствующее интеллектуальным способностям и состоянию здоровья, жилье и предметы первой необходимости, счет в банке, стабильный доход (заработную плату, стипендию, льготы, пособия).

Можно считать, что большинство выпускников детского дома адаптировались успешно.

Сосновская И.С. – заместитель директора по воспитательной работе
ГОУ «Петровск-Забайкальский детский дом-школа»

Категория: О нас | Добавил: Termit (03.02.2015)
Просмотров: 1144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]