Приветствую Вас, Гость
История детского дома-школы
«От писателя остаются книги, от художника – картины, 
 От каждого яркого, думающего учителя должен остаться
 его неповторимый опыт...
 Как история литературы не существует вне конкретных имен, 
 так и педагогика – это прежде всего люди, в ней растворимые» 

(Л.Ф. Кадо)

Общежитие_1Нашему детскому дому-школе – 50 лет! В связи с этим хочется рассказать о людях, которые стояли у истоков становления интерната.

Позади трудовой подвиг многих учителей, воспитателей, обслуживающего персонала. Нет ничего волнительнее, трогательнее, чем встреча с этими людьми. Мне, кажется, что только большая любовь к детям, горения души и сердца сделали их мастерами педагогического дела. Они были надеждой и опорой интерната.

... 1962год, средняя школа №3 переполнена учениками, директор, молодой историк, ранее работал в педагогическом училище, Верещаев Владимир Нестерович. Чтобы разгрузить работу школы №3, Областной отдел народного образования решает построить новые школы. Так в 1962году открылись школа №6 на квартале и школа-интернат №2 на соцгороде, причём было открыто только общежитие, дети продолжали учиться в школе №3, где и обедали.

В свободное время дети помогали достраивать свою школу. Спустя год, в 1963году, открылась новая школа.

Истоки рождения школы следует искать, даже, не в закладке нового здания или присвоения ей того или иного статуса, а в зарождении основных принципов её будущей деятельности во главе конкретного человеке создателя. Таким человеком, на наш взгляд, является Верещаев Владимир Нестерович. Именно он и заложил фундаментальную основу и статус этого образовательного учреждения.

Из воспоминаний коллег он был очень хорошим директором: строгий, справедливый, очень любил порядок, всегда дорожил коллективом, поддерживал учителей, воспитателей, пользовался авторитетом, уважением коллег и детей.

Первый завуч – Л.Г. Красикова, проработала немного, а вот К.М. Маркелова, учитель русского языка, была завучем 20 лет.

Елена Елисеевна Данчикова– первый старший воспитатель, очень строгая. Воспитание детей – цель её жизни, подкреплённая большой любовью к ним.

Первые учителя: Борисова Лидия Николаевна, Варфоломеева Валентина Евстигнеевна, Бормашенко Римма Павловна, Понамарёва Любовь Филипповна, Чванова Галина Михайловна, Каток Мария Алексеевна, Бухреева Ольга Петровна, Петручик Мария Михайловна, Гнездилова Людмила Алексеевна, Морозова Нина Васильевна, Маркова Лилия Семёновна...

Повара: А.Г. Колодезникова, А.С. Беликова, Е.А. Ведерникова, М.С. Климова, М.И. Черных. Первый завхоз – Резников Алексей. В то время интернат не имел транспорта и извозчик – Луцкин Иосиф Фёдорович возил продукты для столовой на лошади по кличке Волга.

Первая медсестра Г.Т. Коток, затем многие годы работала медсестра Людмила Александровна Селезнёва, коллеги до сих пор вспоминают и ценят её профессиональные качества.

Васильев Н.В.Второй директор Николай Викторович Васильев – добрый, душевный, а самое главное – искренне любил и заботился о детях, которые отвечали ему взаимностью. При нём был открыт лагерь «Республика дружных».

Педагогический коллектив работал творчески, с задором, неоднократно получая звание «Победитель социалистического соревнования». В эти годы в школе-интернате №2 было 360 воспитанников, в классах по 38-40 и более учеников.

За добросовестный труд многие педагоги и получили высшие награды Министерства образования. Одна из первых получила звание «Отличник образования» М.А. Коток, О.П. Бухреева награждена медалью «За добросовестный труд», Л.Ф. Пономарёва – «Отличник просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель», «Отличник просвещения СССР». Г.И. Алёкминская награждена грамотами, К.А. Дубкова награждена медалью «За добросовестный труд». В.Е. Варфоломеева, Н.В. Морозова, Н.С. Фёдорова, А.А. Ерохина – отличники народного образования. Л. Н. Борисова награждена медалями «За добросовестный труд в годы ВОВ, «За трудовую доблесть», М.С. Климова, Е.А. Ведерникова – ветераны труда.

Н.В. Васильев из интерната был переведён на должность заведующего района, а директором назначили Ивана Гавриловича Коноровского, но отработав год, он вернулся в свою родную школу №9.

А потом недолгое время были директорами Екатерина Борисовна Гагарина, Георгий Семёнович Ерофеев. Георгий Семенович человек хозяйственный, трудолюбивый. С его помощью была построена огромных размеров теплица в загородном лагере, разработан приусадебный участок, где выращивались огурцы, помидоры, другие овощи, картофель – большое подспорье в питании детей.

Альбина Анатольевна ЗыковаС декабря 1987 года директором становится Альбина Анатольевна Зыкова. Её отличает строгость, умение решать педагогические и хозяйственные вопросы. При ней внедряются новые педагогические методики и технологии. Группы формируются по семейному типу.

Завучей было много: Н.С. Фёдорова, Н.И. Медведева, Л.И. Матафонова, но особо хочется сказать об Алевтине Ивановне Трифоновой и Валентине Афанасьевне Алимаскиной.

Это не только педагоги-профессионалы, но и профессиональные диспетчера учебной части. Они много сделали для повышения методического и профессионального уровня педагогов и для учебно-воспитательного процесса в целом.

Наталья Николаевна СкляроваКакими только умениями надо обладать современному директору и педагогическому коллективу: решать сложные педагогические проблемы, мастерски сглаживать детские конфликты, бороться с двоечниками и хулиганами и в то же время, беседовать с ними по душам, быть советчиком и другом. Жизнь школы простой и безоблачной не бывает. О чём только не болит голова у педагогического коллектива. А возглавляет этот коллектив энтузиаст своего дела, отличник народного просвещения – Наталья Николаевна Склярова. Благодаря её стараниям есть компьютерный класс, медиатехника, появились широкие возможности использования интернета, создана дошкольная группа.

Произошло слияние школы-интерната №2 и ГОУ «Петровск-Забайкальский детский дом» в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа». В апреле 2009 года в рейтинге среди детских домов с числом детей свыше 100 человек наше ОУ заняло первое место.

Наших дошколят воспитывают опытные педагоги Л.В. Голятина – ветеран труда, и Н.А. Кухтина. Они как настоящие мамы обучают детей всему: порядку, труду, вежливости, развивают в них гражданские качества. На занятиях у дошколят очень весело, интересно и познавательно.

Заместитель директора по учебной части Татьяна Васильевна Марченкова – «Почетный работник образования» организует учебный процесс с использованием современных образовательных технологий. Под её руководством создана система индивидуального сопровождения и сформирован коллектив единомышленников. Для воспитанников созданы условия для инклюзивного образования.

В детском доме-школе активно работает детская самоуправленческая организация «Радуга», у которой есть свой флаг, герб, гимн и президент Тоня Коновалова. Дети вместе с педагогами участвуют в решении учебных и воспитательных задач под руководством опытного педагога А.С. Абрамовой.

Да разве есть такая должность, где нужно столько знать, уметь, успеть, не растеряв энергии и веры, где не работать надо, а гореть!

Не секрет, что труд педагога в доме-школе нелёгок. Не каждый способен на протяжении многих лет отдавать детям частицу своего тепла, души, а сколько нужно иметь терпения, выносливости, бесконечной доброты и любви к воспитанникам. По праву этими качествами могут гордиться: Г.И. Бурименко, Г.И. Турушева, Н.А. Малярчикова – отличники народного образования; Л.Ю. Пестова, В.Д. Корешкова – почётные работники общего образования; Л.Е. Барышева Рядом с ветеранами работают молодые перспективные преподаватели.

Особую страницу в истории школы-интерната №2 хочется отвести общежитию, где проходит основная жизнь детей. Благодаря сплочённому коллективу воспитателей детская жизнь наполняется теплом, заботой, вниманием. На высоком уровне организовывается досуговая деятельность. Дети посещают более 30 кружков, где могут реализовать свои способности, интересы таланты.

А одарённых ребят у нас немало: кто-то прекрасно рисует: Р. Романович, А. Судаков; а эти пишут стихи и посещают клуб «Отражение» – К. Филиппова, В. Романович, Т. Коновалова, И. Чистякова, К. Баранов и другие. Спортсмены-боксёры В. Зоркальцев, футболисты сборной горда Н. Карпов, Р. Болдырев; гимнастки О. Чистякова, К. Синякова и другие.

А сколько звонких, красивых голосов – В. Романович, Л. Романович, К. Баранов, А. Филиппова и другие. Создана фольклорная группа под руководством И.В. Золотарёвой, с ребятами она по крупицам собирает народные традиции, песни, подбирает костюмы, собирает историю забайкальских казаков, чтобы донести до нас народную мудрость, красоту, любовь к родному краю, а главное, чтобы эти песни прошли через души детей.

Главная цель воспитательного процесса отражена в словах «Мы вас любим!» Эту любовь к детям хозяйка общежития – заместитель директора по воспитательной работе Ирина Савельевна Сосновская, воплощает во всём. За последние годы заметно возросло благоустройство семей. Всё сделано со вкусом, эстетично, современно. Дети чувствуют себя комфортно, каждый гордится своей семьёй, потому что в благоустройстве участвуют и взрослые и дети. Сколько прекрасных панно, картин, поделок, игрушек украшают, радуют, создают неповторимый имидж каждой семье.

Коллектив воспитателей уверенно смотрит в завтрашний день, потому что находится в творческом поиске. Много задумок, идей, перспектив и для выполнения задуманного имеются все необходимые условия: умелый руководитель и талантливые воспитатели. Авторитетом и заслуженной любовью воспитанников пользуются Е.В. Рябуха, Т.В. Голубовская, М.А. Крюкова, О.В. Маркова, Н.И. Шашкова, В.В. Башурова и многие другие, именно они заложили основу профессионального опыта, традиций и преподают их молодым воспитателям.

За последние годы детский дом-школа укрепила свои позиции и на областном уровне. Неоднократно педагогический коллектив становился дипломантом и лауреатом в областных фестивалях творческих коллективов интернатных учреждений.

А наши воспитанники не раз занимали призовые места в областных смотрах детских творческих коллективов, районном, городском, кустовом КВНе, в фестивале «Весенние звёзды», в художественных, литературных и музыкальных, краеведческих конкурсах.

Становление и развитие Детского дома-школы – основная проблема, которую решают и директор, и коллектив. Для этого были заложены основы профессионального опыта бывших работников интерната, их традиции живут и совершенствуются в настоящее время.

Коллектив Детского дома-школы находится в непрестанном поиске, в непрерывном движении и способен решать насущные проблемы усовершенствования учебно-воспитательного процесса, благоустройство, улучшение быта и здоровья детей. Но как бы ни менялась школьная жизнь, единица учебного процесса остаётся всё той же: учитель и его ученики, воспитатель и воспитанники.